Храмовая флористика: искусство и традиции | Flowers Valley

Храмовая флористика: искусство и традиции

31.03.2024
Храмовая флористика: искусство и традиции

«Цветы - остатки Рая на земле», - так говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Совершенно естественно, что эти замечательные дары природы люди с давних пор приносили в храмы, чтобы выразить таким образом свое восхищение красотой Божьего творения. Однако опыт храмовой флористики как отдельного направления церковного благоукрашения в России, в отличие от зарубежья, насчитывает всего какие - нибудь полтора-два десятка лет. В этой статье мы попытаемся разобраться, чем руководствуются в своей работе специалисты, и предостеречь заказчиков от грубых ошибок. 

Храмовая флористика – часть церковной и православной традиции. Цветами украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: крестные ходы, богослужение на открытом воздухе, встреча иерархов, украшение входа в храм, и др. Обычай оформления цветами православных храмов на Руси существует давно. Вне зависимости от местонахождения православного храма – в большом городе или маленьком селе – верующие находят немало способов украсить цветами Дом Божий, как это делают столетиями на Руси. Растения собирали в лесу или поле, выращивали, покупали на рынке, зимой вышивали цветочные орнаменты. Каждый храм по-своему уникален и прихожане в этом активно принимают участие. Традиции и обычаи украшения складывались в зависимости от климата, влияния местных национальных особенностей проживающих в данной местности людей.

В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства. В православном храме, где главное – это присутствие Бога и души молящихся, украшение цветами носит со- всем иной, подчиненный характер. Поэтому использование даже самых лучших образцов западноевропейского оформления в рус- ской церкви плохо совмещается с ее духом, архитектурой, службой.

Если не принимать в расчет многолетники в цветочных горшках на подоконниках в притворах и в трапезных, которые культивируют отдельные энтузиасты, то в течение долгих десятилетий растительный мир в православных церквах ограничивался вечнозелеными хвойными на Рождество Христово, традиционными березками и травой в Троицын день, первоцветами на Пасху и в Светлую седмицу, а также отдельными букетами перед особо чтимыми иконами и возле центрального аналоя. Композиционные флористические решения в Церкви стали появляться уже на памяти нынешнего поколения: в середине 1990-х годов в Москве и в начале 2000-х в провинции. Тем не менее зарекомендовавшие себя за это время практики позволяют говорить о вполне сформировавшейся российской школе храмовой флористики.

 

Основные правила создания цветочного убранства

В храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства. Растения призваны подчеркнуть духовный смысл отмечаемого праздника, решающее значение имеет православная символика. Предпочтение оказывается тем растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаменте, изразцах храма. Экзотические цветы, такие как антуриумы, стрелиции, редко используют в русском православном храме, поскольку при всей своей красоте они достаточно дороги и не во всех регионах присутствуют в продаже.

  • Деньги на цветы идут в основном из пожертвований. Иногда финансируют спонсоры, но так бывает во время крупных праздников, как Пасха, когда в храм приходит много людей, приглашенных гостей и священнослужителей. Когда храм выделяет деньги на декор, это всегда небольшие суммы. Например, могут попросить флориста украсить только иконы и выделят на цветы 3000 рублей. Иногда прихожане собирают флористу небольшие суммы в знак благодарности.

К использованию даже самых прекрасных и дорогих искусственных цветов священнослужители всегда относились с осторожностью, поскольку сама идея искусственных растений не вполне соответствует духу православной церкви. Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них «нет правды». Искусственные цветы – не настоящие, в нашем почитании святыни всё должно быть настоящим».

 

Выбор цветочного декора на праздники

В любое время года храм можно украсить сезонными цветами и материалами. Весной и летом — полевые цветы, осенью — листья и ягоды рябины, зимой — венки из хвойных веток, шишек и сухоцветов. Перед Пасхой, в Вербное воскресенье обязательный атрибут — ветки вербы в составе букетов. Их освящают и украшают ими храм: их можно поставить в вазы или разложить около икон.


Храмовая флористика, как и всё, что связано с богослужениями, опирается на каноны.

Прежде всего, флорист должен получить благословение настоятеля и ознакомиться с «Богослужебным уставом», в котором прописаны цвета облачения священослужителей и оформления храма в тот или иной день:

  • красный – на Пасху и в дни памяти мучеников
  • белый – в день Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу, в дни особого почитания Небесных Сил бесплотных
  • зелёный – Вход Господень в Иерусалим, на Троицу, в дни памяти преподобных, подвижников
  • голубой – на Богородичные праздники
  • фиолетовый – на праздники Животворящего Креста Господня

По Уставу есть праздники, на которых присутствие в храмовой флористике определённых растений обязательно. 

На Рождество Христово храм украшают еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. Белые лилии, хризантемы и гипсофила с добавлением хвойных растений – прекрасное сочетание для Рождества. 

Крещение Господне – один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напо- минать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз, хризантем и других растений раз- мещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.

На Вербное воскресение церкви украшают веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы.

Пасха – символ воскресения, возрождения, вечной жизни. В этот день храмы украшают особенно пышно. Из красных роз или гвоздик создают композиции в форме яйца. Также украшают плащаницу, Царские врата, иконостас, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки.

Флористическое оформление на Троицу может быть пышным и многоцветным. Все иконы в храме обрамляют разнообразными цветами, в том числе и полевыми, пол устилается скошенной луговой травой. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.

В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения используют гирлянды. На храмовый, или престольный, праздник простран- ство храма оформляется особенно нарядно и торжественно.

Итак, в определении ансамбля цветочного украшения к тому или иному торжественному событию, первенствует колористический принцип. Традиционных цветов облачений не очень много, а их использование в те или иные дни годичного либо седмичного круга богослужений строго регламентирует церковный Устав. Однако буквальное соблюдение этого правила, которое можно назвать главным началом храмовой флористики, серьезно стеснило бы мастеров, сильно ограничив полет их творческой фантазии. Поэтому следовать ему лучше, соблюдая меру и не забывая, что цвет того или иного дня церковного года определяет также и иконография празднуемого в этот день святого или иконы

 

Категории блога